История создания храма

   В исторических очерках о Черноморском районе Н. Зубов писал: «С суши ли, с моря ли, приближаетесь к Черноморскому – издалека видна белая башня. Она – ориентир для рыбачьих лодок и судов, она- символ Черноморского, немой свидетель его истории. Разрушить башню нельзя – … Единственная примет Ак-Мечетского залива и открывается в 15-ти милях остроконечным шпицем на подобие минарета… Он служил надежным ориентиром проходящим кораблям»

 

   Церковь построена в 30-е годы 19 в., по распоряжению и на средства князя Михаила Семеновича Воронцова – генерал – губернатора Новороссии. Это сейчас храм гармонично вписывается в архитектуру Черноморского, а во времена его строительства, это был колос среди вросших в землю крестьянских хат и нескольких купеческих домов на фоне безжизненной, выжженной солнцем крымской безводной степи. Об этом времени сообщалось следующее: «Тяжелейшие последствия сопровождали неурожайные 1833 и 1837 годы. Это особенно памятные года. Все местные запасы губернии были совершенно истощены, правительство не успевало доставлять хлеб из других губерний. Погибли десятки тысяч народа. Рабочий скот, лошади, овцы частично погибали от недостатка корма, частично от недостатка в людях для необходимого присмотра. Одни деревни опустели совершенно, население других уменьшилось на половину и более». И вот в это время светлейший граф М. С. Воронцов решает в Ак-Мечети строить церковь.

 

   Для строительства храма граф приглашает известного Одесского архитектора Г.И. Торричелли (1796-1843). Он используют ряд приемов характерных для готических костелов: щипцовое завершение боковых пределов (не сохранилось), колокольня с пирамидальным шатровым завершением (не сохранилось), стрельчатая форма оконных и дверных проемов (не сохранилось), но сохранены архивные фото проекта церкви: северный фасад, западный фасад, фото оконного проёма.

 

   По документам на 1835 год в городке Ак-Мечеть насчитывалось 20 домов, в селе Шейхлер 15 крестьянских усадьб. К 1840-му году в имении графа Воронцова насчитывается 33 крестьянских дома, татарских – 18. Большинство крепостных крестьян было завезено сюда из Полтавской губернии, где находились и другие имения графа. Архивные данные сообщают о дате постройки церкви – 1838 год. Храм был построен в честь святых и праведных Захарии и Елисаветы. Не случайно было выбрано его название. Первая служба прошла 5 сентября (18 сентября) в день рождения, любимой жены князя, Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой – одной из «лучших представительниц лучших людей доброго старого времени. В книге А. Савочка «Благотворительность в Таврической губернии (1802-1920) говорится: «В Ялте в апреле 1875г произошла закладка нового двухэтажного сиротского приюта. Строительство продолжалось в течение года, обошлось организации в 6000 рублей, и оказалось возможным во многом благодаря финансовой поддержке светлейшей княгини Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой (1792-1880), пожертвовавшей более 2000 рублей, а также средств, полученных от лотореи – аллегри… при участии представителей местных органов власти царской семьи».

 

   Первым священником храма, по документам, был Федор Кондратьев, он обучался в семинарии словесности, философии, богословию, математике, истории, латинскому, греческому, немецкому, еврейскому языкам. Окончил курс наук в 1837 году. В 1838 году апреля 27 дня рукоположен в священники. Ему было 27 лет. Существует архивная справка и Таврической губернской чертежной. В указанном документе имеется «Полевой журнал о вымежевании церковной земли из дачи местечка Ак-Мечетской бухты к Захаро-Елисаветовской церкви, находящейся в местечке». В указанном документе имеются сведения о передаче священнослужителям и церковнослужителям земельного участка из экономических владений князя Михаила Семеновича Воронцова.

 

   Для строительства церкви использовался местный камень – ракушечник, который добывали в каменоломнях в районе современного урочища пески. Как пишет ст. научный сотрудник крымской КРУИА “Калос-Лимен” Г.Н. Овчинникова: «Эти работы, вероятно, выполняли крепостные князя Воронцова. Поскольку строительство храма осуществлялось в одно время со знаменитым Алупкинским дворцом, можно предположить, что работали в Ак-Мечети те же строители, что и на территории южнобережного имения Воронцовых. Их могли сюда привозить на некоторое время для выполнения отдельных квалифицированных работ».

 

   На основании Высочайшего повеления от 16 июля 1835 года была открыта Ак-Мечетская таможенная застава «для приема и отправки российских товаров из российских и в российские же порты». Из этого мы можем предположить, что многие товары для постройки церкви доставлялись именно этим путем. Сведения об Ак-Мечетском храме мы находим в церковных документах 19 века. В Формулярных ведомостях о священно и церковнослужителях, о церквях по ведомству Симферопольского духовного правления за 1841 год сказано: «Здание каменное, покрытое чугунною черепицею, вместе с колокольней, с деревянным шпилем, обитым жестью крепкой. Престол – один, во имя святых и праведных Захарии и Елисаветы. Утварью достаточно. Притч по штату положено священник, дьяк и пономарь один. Содержание священно и церковнослужители получают с экономии недостаточное, жалование священника 300 руб., дьячка 100 руб. Со стороны же прихожан весьма скудные подаяния. Земли при церкви не достаточно-60 десятин. Мало удобной, на половину каменистой, притча хорошие годы пользуется на этой земле сенокосом, другого дохода земля не дает.

   Зданий, особо устроенных при церкви, не имеется. Священник и церковнослужители живут в отведенных графом Воронцовым домах. Домовой церкви ни у кого из местных жителей не имеется. Притч, священник. Псаломщик. Содержание от экономии 100 руб.и 60 десятин земли».

 

   Существует документ от 1849 года Октября 19-ого дня с именами прихожан Ак-Мечетского храма, подписанного священником Петром Бирюковым. В документе от 19-ого февраля сего 1849 года за номером 77 пишется: «Здания церковных два. Одно в церковной ограде, разделенное на две половины, из коих в одной помещается церковно-приходская школа, а в другой церковная сторожка. Второе — вновь устроенное в селе 1894 году вблизи церкви, на церковные суммы, на отведенной Ак-Мечетской экономией с разрешением Опекунского управления, в количестве 448 квадратных саженей земли, для совершения богослужений во время ремонта церкви и по окончании ремонта. Здание это будет приспособлено для церковно-приходской школы. При церкви библиотеки не имеется, за исключением Таврических Епархиальных ведомостей с 1869 и по 1895 года, и Руководства для сельских пастырей с 1889 года и по 1895 год.

   Церковно-приходская школа существует с 1885 года, в минувшем 1893-1894 учебном году обучалось: мальчиков 25, девочек 11, учительницею, окончившая курс наук в Ставропольской Ольинской женской гимназии Анна Андреевна Марьяненко. Священник — Кондрат Козицкий. Содержится школа на средства, получаемые от Ак-Мечетского графа Шувалова экономии и от местной церкви, 100 руб. Кроме церковно-приходской школы в приходе существуют еще земские: в деревне Кунан — обучалось мальчиков 23, девочек 8 И в деревне Караджи, в ней обучалось — 27 мальчиков, девочек — 9. Земские школы существуют за счет Евпаторийского Земства.

     Почтовый адрес притча: Почтово-телеграфное отделение в селении Ак-Мечеть, Таврической губернии. К сей ведомости подписались священник Кондрат Козицкий, дьяк Александр Сербов.

   Оставила свой след в истории церкви Крымская война 1853–1856 годов. В 1854 году при обстреле Ак-Мечети в колокольню церкви попало ядро. После заключения мира Россия предъявила Турции длинный список понесенных убытков. Инцидент с Ак-Мечетской церковью был расценен как оскорбление святыни и вплоть до первой мировой войны турки аккуратно выплачивали за это ежегодную контрибуцию.

 

 

   Судьба храма в первой — второй половине XX века

   В 1930 году церковь была закрыта. Выписка из протокола номер 168 заседания Президиума ЦИК Советов Рабочих крестьянских Красноармейских и Военно-морских Депутатов Красной Армии СССР от 5 ноября 1930 года. «Ввиду отказа верующих от пользования церковью и вследствие требования трудящихся церковь ликвидировать и использовать ее под клуб. Р.663, ок 10, д. 25, лист л. 22. После ВОВ церковь Ак-Мечети вновь была открыта. Однако в условиях соответствующей пропаганды, из-за малого прихода стал вопрос о закрытии храма. 1958 году храм был закрыт. Часть икон было вывезено в город Евпаторию, а другую часть разобрали по домам бывшие прихожане. До 1981 года бывшее культовое сооружение пустовало, а затем к нему был пристроен двухэтажный корпус детско-юношеской спортивной школы, при этом были поруганы могилы священников, которых раньше принято было хоронить на территории храма. Здание церкви было переоборудовано в спортзал. Стены храма, пережившие и не разрушенные в ходе Крымской войны, устоявшие от попадания турецкого ядра, пережившие ВОВ, не устояли против «строителей коммунизма» и «строителей прекрасного будущего».

 

   Произошли большие изменения в его внешнем облике. Стены храма замуровали в «шубу- штукатурку», снесли пирамидальный шпиц, исчез и круглый купол с крестом, венчавший когда-то башенку с узкими арочными проемами, видного на старых фотографиях так и осталась неизвестна судьба ударного колокола, который почти больше столетия призывал на службу и не раз предупреждал об опасности. В башню колокольни вмонтировали электронные часы, но они так и не смогли проработать долго. После нескольких поломок и ремонтов, их оставили в покое. Так они и стояли поломанными, немым укором. 12 января 1990 года.

 

   С 1 ноября 1990 года, милостью Божией, к верующим вернулась святыня-храм святых и праведных Захарии и Елисаветы. Первым священником, назначенным на приход, был отец Василий (Цешковский).

 

   Рассказывает прихожанка храма:

 «Первые службы проходили в разрушенном храме. Директор музыкальной школы Битнер дал скамейки, сбитые стулья, чтобы было хоть на что сесть в церкви. Люди стали приносить в храм свои иконы, многие возвращали иконы, которые были вынесены при закрытии церкви. Каждый пытался хоть чем-то помочь. Приносили рушники — украшали храм. Когда умер Н.И. Зубов, то его три иконы перешли в церковь. В церкви полы взорваны. Первое, что сделали – это алтарь. Клироса нет, и когда привезли доски ремонтировать пол (он был провален во многих местах), тогда их сложили по левую сторону от алтаря. И вот на этих досках 10 ноября 1991 года мы первый раз запели хором. Нас было три человека. Мы стояли на левом клиросе, а на правом хранилась всякая утварь. Хоров на верху тогда не было, это потом Черноморнефтегаз сделал. До этого времени св. Василий привозил певчих с собой.

   После о. Василия в нашем храме служил отец Игорь (Медведев). Приходилось сталкиваться с разными трудностями. Был случай, когда Отцу Игорю пришлось ехать на велосипеде в Оленевку, чтобы причастить умирающего.

 

   В 1992 году настоятелем храма становится о. Вячеслав (Швец) и началась долгая и кропотливая работа по восстановлению святыни. На стенах сохранились элементы старинной архитектуры: резьба по камню, лепнина и пилястры, изображающие колонны. Сохранился свисающий с потолка на длинном троссе паникадило, главный светильник храма. Это трехъярусная люстра с 18 лампочками в виде свечей. Все это пришлось восстанавливать прихожанам своими руками. Постепенно начинала налаживаться и церковная жизнь в районе.

 

   Сейчас настоятелем храма является протоиерей Роман Запоточный.